Страница истории
Рождение Холуйской художественной артели.
Село Холуй, как и Палех, Мстера, Федоскино, является одним из центров лаковой миниатюры, основанной на многовековых традициях древнерусской живописи, творчески перерабатываемых в росписи лаковых изделий из папье-маше.
До Великой Октябрьской социалистической революции Холуй на протяжении многих веков занимался иконописанием. Его продукция находила сбыт не только в пределах Русского государства, но и пользовалась известностью во многих славянских странах. Но только после 1917 г. мастерство холуйских художников, передаваемое из рода в род, получило свое настоящее развитие.
Правда, в первые послереволюционные годы, когда было навсегда покончено с консервативным искусством — иконописанием, народные умельцы как бы немного растерялись, не найдя сразу правильного решения в применении своего ценнейшего мастерства, стали переходить в другие отрасли трудовой деятельности, а многие покинули Холуй, искали работу в других городах. Оставшаяся часть бывших иконописцев при встречах живо и подолгу обсуждала вопросы, связанные с поисками путей применения своего мастерства в условиях советской действительности.
В 1924 г. был сделан первый знаменательный шаг: несколько мастеров объединились в артель по росписи жестяных подносов, матрешек, кубышек и других мелких вещей. В ее состав вошли С. А. Мокин, К. В. Костерин, И. И. Денисов, К. Н. Мокин, В. И. Антонов, Н. И. Хитин и др. Это объединение просуществовало недолгое время. Затем, начиная с 1926 г., холуйские мастера поодиночке стали вливаться в уже сильную в то время Мстерскую артель, занимавшуюся росписью «ковриков» на полотне, а спустя несколько лет в Холуе открылся филиал этой артели.
В 1934 г., в июне, холуйские мастера, используя приобретенный опыт, отмежевались от Мстерской артели и стали жить и работать самостоятельно под руководством первого председателя Дмитрия Павловича Баранова, много сделавшего для укрепления и развития Холуйской артели, которая первое время выпускала те же «коврики», далекие от произведений искусства. Это, естественно, не могло удовлетворить художников. И наиболее одаренные из них — Сергей Александрович Мокин, Константин Васильевич Костерин и Димитрий Михайлович Добрынин начали свои творческие поиски в области миниатюрной живописи на папье-маше.
Благодаря усилиям этих мастеров в 1934 г. в свет вышли:
«Пастушок», «Строчея за работой», «Челюскинцы в Иванове» — С. А. Мокина;
«Хлебный обоз», «С базара», «Девичник» — К. В. Костерина;
«Соколиная охота» — Д. М. Добрынина.
Хотя перечисленные работы были далеки от совершенства (в них чувствовались подражание станковизму, иконописная скованность в движениях фигур и ряд других недостатков), тем не менее, уже и по ним можно было судить о больших возможностях развития настоящего искусства. На папье-маше мастера Холуя стремились отобразить советскую действительность, труд, быт и отдых людей, строящих социализм.
Первые работы холуйцев в области миниатюрной живописи привлекли внимание профессора А. В. Бакушинского, который поддержал их.
В 1934 г. в небольшой творческий коллектив вступил Василий Дмитриевич Пузанов, хорошо владеющий темперной техникой живописи.
Ободренный первыми успехами и всеобщей поддержкой, коллектив с новой энергией принялся за дальнейшее продвижение начатого дела. В первую очередь встала задача изыскать путь Холуя, отличный от Мстеры и Палеха, не теряя своей традиционной направленности и народности.
И вот в 1935 г. мастера Холуя демонстрируют свои оригинальные работы в Москве, в Научно-исследовательском институте художественной промышленности. Это был первый смотр творческих сил холуйских миниатюристов, на котором они получили одобрение и путевку в жизнь.
Спустя два года художникам Холуя было предоставлено право участвовать на Международной выставке в Париже. На ней экспонировались работы В. Д. Пузанова, К. В. Костерина, С. А. Мокина. Работы холуйцев были удостоены высокой оценки. Артель получила «Диплом бронзовой медали», а также завоевала некоторую популярность за пределами нашей родины. В 1939 г. художники Холуя участвуют на Международной выставке в Нью-Йорке, а затем на многих союзных и международных выставках.
Творческий коллектив из трех-четырех художников уже не в состоянии был решать те большие задачи, которые жизнь выдвигала перед Холуем. Остро встал вопрос о подготовке новых кадров миниатюристов. Первоначально он решался кустарно в стенах артели через бригадное обучение и подсадничество. Этот метод дал в то время свои положительные результаты. Так, из обучавшихся подсадников выросли такие одаренные мастера, как Владимир Андреевич Белов, унаследовавший, особенно от С. А. Мокина, все лучшие качества и плодотворно работающий в артели, передавая свои знания и многолетний опыт молодым художникам, Павел Иванович Ивакин и др.,
Учитывая историческое значение развивающегося своеобразного искусства Холуя, СНК РСФСР проявил о нем особую заботу. В 1943 г., в суровый год Великой Отечественной войны, в Холуе открылась художественная профтехшкола (сейчас Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (институт)») для подготовки кадров художников-миниатюристов. Организованная профтехшкола сыграла решающую роль в деле дальнейшего развития своеобразной росписи на папье-маше в стиле холуйского письма. Активное участие в подготовке кадров приняли опытные мастера-миниатюристы К. В. Костерин, В. Д. Пузанов, С. А. Мокин, преподаватели рисунка У. А. Кукулиев, П. Н. Киселев.
Первый же выпуск этой школы (1947 г.) дал положительные результаты. Артель пополнилась молодыми художниками, способными продолжать и развивать начатое старшим поколением искусство Холуя.
Творческие работы, вышедшие из-под их умелых рук, украшают музеи Москвы, Ленинграда, Саратова, Пятигорска, Иванова и других городов нашей страны.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на ООО «Русская Лаковая Миниатюра» обязательна.